Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Коллаж: кадр из фильма «Гладиатор 2» © Paramount Pictures / Scott Free Productions

Вечный город. Что нужно знать о Римской республике

Лонгрид
Семён ПарсуновСемён Парсунов24.01.2026

Содержание

1. Кто ты, Римлянин?
2. Сколько рабов — столько врагов
3. Люди Арены
4. Постоянное спасение Отечества

Римская Республика I века до нашей эры, перед выходом на арену Юлия Цезаря, была идеалом и для французских, и для американских революционеров. Фильмы, сериалы и, разумеется, фанфики по этому сеттингу выходят до сих пор. Но каким был Рим времён Спартаковской войны в действительности и на что стоит обратить внимание, когда вы о нём пишете?

Коммод и квириты
Коллаж: кадр из фильма «Гладиатор» © 2000 - Dreamworks LLC & Universal Pictures

Кто ты, Римлянин?

Римская республика велика — от Испании до Турции, от Алжира до Франции. В 70-х годах до нашей эры её населяют восемь миллионов свободных и ещё четыре миллиона рабов.

Во-первых, это римские граждане, квириты. Население самого Вечного города и части Италии. Квирит пользуется всеми гражданскими правами, может получать бесплатный хлеб и общественную землю, может обратиться в суд Рима. 

Выпороть (если не в армии) или продать в рабство гражданина никак нельзя. У него есть право голосовать и участвовать в выборах, а ещё только он может служить в великих римских легионах.

Обычно римскими гражданами рождались — стать таковым было слишком сложно.

Во-вторых, это латинские граждане. Они пользовались основными правами гражданина — на брак, суд, владение недвижимостью. Однако при этом не получали общественных раздач и не голосовали.

Когда-то это были италики, то есть те жители Италии, кто не римляне — самниты, марсы, оски, многие другие. Римляне покоряли Италию очень постепенно, с некоторыми племенами дружили, некоторые истребляли под корень — но даже друзьям полного римского гражданства чаще всего не давали. 

Незадолго до Спартака, в 91 г. до н. э., италики, устав быть людьми второго сорта, восстали против Рима, провозгласили Государство Италия — и были разбиты через три года изнурительной войны. Однако после этого им всё же выдали римское гражданство — никто не хотел рисковать.

А вот жители колоний в провинциях остались именно на латинских правах. Всё население Сицилии и Сардинии (хотя там много и богатых римских граждан), Цизальпинской Галлии (это которая по римскую сторону Альп), а также италийские и римские колонисты в Нарбонской Галлии, Испании и Африке продолжали пользоваться усечённым гражданством — права и суд есть, а влияния на политику никакого.

И точно таким же ограниченным латинским гражданством пользуются вольноотпущенники — то есть освобождённые рабы. Их много, на 70-е годы до н. э. — около двух миллионов.

Римляне охотно освобождали грамотных рабов, понимая, что те без семьи и связей всё равно будут зависеть от покровительства хозяина. Вольноотпущенники исполняли большинство низших государственных должностей, активно работали в торговле и часто сильно богатели. Более того, их дети уже могли претендовать на римское гражданство — особенно если им поможет покровитель.

В-третьих, это перегрины. Часто их переводят как «иностранцы», но это неверно. Потому что перегрин не иностранец, он ниоткуда в Рим не приезжал — это Рим к нему пришел.

Перегрин — это житель покорённых Римом земель, который при этом сам не римлянин. Это — местный. Рим его делами почти что не занимается, римское гражданское право, ius civile, на него не распространяется вообще. Перегрина судят по местным законам его собственные старшие, им он платит подати, а уже те как-то разбираются с римскими магистратами. 

Есть, конечно, ius gentium, законы о том, как решать споры перегрина с римлянином или двух перегринов из разных провинций. Такие ситуации возникают сплошь и рядом, когда испанский купец заспорит из-за сделки с мавританским коллегой на рынке вообще в Греции, и их римские юристы разбирать умеют.

Перегринов уже при поздней Республике больше, чем всех остальных. При Империи — будет до 80% населения. Но общее мнение таково, что римлян их проблемы попросту не касаются, и лучше их не видеть.

Ну а в-четвёртых, это рабы — говорящие орудия.

Спартак и другие мужчины в рабстве, сериал «Спартак»
Коллаж: кадр из сериала «Спартак» © 2011 Starz Entertainment, LLC

Сколько рабов — столько врагов

В последние десятилетия Республики на двух свободных приходился один раб. 

Рабы были в каждой культуре, но именно римляне поставили рабство на конвейер и подбили под это юридическую основу. 

У раба нет никаких прав, он даже не скот, а вещь. Потом, уже при императорах, появятся очень нечёткие законы о жестоком обращении с рабами, но на общую ситуацию это не повлияет. 

Хозяин раба волен его запытать или даже убить — без каких-либо последствий. Но только своего — за убийство чужого придётся ответить как за порчу ценного имущества. В конце концов, раба можно хорошо продать в свинцовые рудники или для гладиаторских поединков. 

Купить раба можно в любом городе и какого захотите. В Римской Республике основным источником рабов всегда были войны, и разнообразные рабы приходили с каждой границы — и военнопленные, и просто захваченные с земли мужчины и женщины. 

Но если вы пишете именно о поздней Республике, нужно учесть состав рабов. В то время на рабских рынках большинство составляли сирийцы и греки (после Митридатовых войн), а дальше уже галлы и фракийцы — с варварских фронтов. А вот чёрные рабы почти не встречались.

Несколько меньше рабов родились в рабстве и были проданы как хозяйское имущество. Их довольно просто опознать — у такого раба обычно греческое имя, притом не просто греческое, а старое, из Гомера. Таким, например, был спартаковский командир Эномай.

Стоит раб недёшево. Сельского раба, взрослого здорового мужчину, в Италии можно купить за 400 денариев, то есть при очень грубом подсчёте за 1 750 000 рублей. Если он обучен доходному ремеслу, то потянет и на 5 000 000 рублей. Ну а образованный раб, учитель и философ, вообще по карману не всякому сенатору.

Рабы бывают сельские и городские. Сельские работают на хозяйских полях — притом во времена Цезаря уже в основном в цепях и с надсмотрщиками. Утром на поле, на ночь в эргастул, то есть в барак с крепкими дверями. Сам хозяин сельского раба может даже не видеть — всю работу организует управляющий-вилик. Он тоже раб, но дорогой, грамотный и обученный экономике.

В Италии таких рабских хозяйств пока не так много, всё ещё есть отдельные сельские хозяева или получившие землю солдаты-отставники. Но Сицилия, житница Республики, уже вся в огромных плантациях, где рабы работают на износ.

Городские рабы живут чуть поинтереснее. Чаще всего они живут в доме у господина и выполняют роль бытовой техники с голосовым управлением. Это и прачки, и портные, и конюхи, и служанки госпожи, и привратники, живущие у двери на цепи. 

В отдельную категорию идут ординарии — рабы-управляющие. Они ведут бухгалтерию хозяина, записывают за ним письма, присматривают за его сдающейся собственностью, а самое важное — управляют другими рабами. 

И наконец, есть рабы, владеющие ремеслом и принимающие заказы от свободных — просто сдающие доход хозяину; эти нередко жили отдельно и сравнительно свободно.

Ещё есть рабы не личные, а принадлежащие городу и занимающиеся городскими работами под довольно равнодушным надзором чиновников. Письма разносить — они, канализацию чистить — тоже они.

Рабы своей долей были недовольны. Многие резали хозяев — достаточно часто, чтобы уже при Тиберии приняли закон, карающий смертью всех рабов, находившихся в доме в момент убийства. Следует отметить, что закон никого не остановил. 

Другие при любом удобном случае на хозяев доносили, а во время репрессий Суллы — собственноручно вязали и сдавали их властям.

И, разумеется, рабы постоянно поднимали восстания. У римлян имелась даже юридическая категория для этого — bella servilla, рабская война. Притом иногда они воевали довольно успешно. Скажем, в 135 году до н. э. на Сицилии рабы успели основать Новосирийское Царство, прежде чем через три года их подавили переброшенными из Италии легионами.

Коллаж: кадр из фильма «Гладиатор 2»
Коллаж: кадр из фильма «Гладиатор 2» © Paramount Pictures / Scott Free Productions

Люди Арены

Рабами были и гладиаторы. Не все, но большинство — потому что свободный человек, добровольно пошедший в гладиаторы, лишался всякого уважения и откровенно позорил свой род. 

При этом римляне страшно болели за гладиаторов — для них приверженность к той или другой команде бойцов значила больше, чем для нас футбольные клубы.

Гладиаторские корпорации — галлы, фракийцы, самниты, ретиарии и так далее — отличались не только цветом формы, но и вооружением. И фанаты до хрипоты спорили, какое оружие лучше — фракийский кривой меч или самнитский прямой. Дело доходило до настоящих ссор, о которых мы можем узнать из дошедших до нашего времени писем. 

На гладиаторов ставили — и выигрывали состояния. Фаны-патриции посылали гладиаторам вино и подарки, а то и сами захаживали на гладиаторские пирушки и с шиком проставлялись всей школе.

Тем не менее погибшего гладиатора следовало хоронить на специально выделенном участке кладбища, вместе с самоубийцами. Однако гладиатор не просто самоубийца. Он мёртв уже при жизни.

Традицию проводить такие бои римляне позаимствовали у этрусков — загадочного народа, жившего чуть севернее Рима.

Гладиаторская арена в фильме «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2» © Paramount Pictures / Scott Free Productions

Гладиаторский бой отсылает к традиции похоронных поединков — специфичное жертвоприношение, которое совершалось над телами влиятельных людей. Это была своего рода магия, которая позволяла заранее выстроить диалог со Смертью. 

У римлян долго было так же — погребальные игры организовывали наследники умершего, для них покупали военнопленных, уже умеющих драться. Позже гладиатура становится государственным предприятием, однако суть не меняется — перед нами всё ещё жертвоприношение. 

Так что гладиаторские игры в Риме — это не футбол и не Олимпиада, а кровавый ритуал, который призван убедить зрителей, что завтра солнце снова взойдёт над горизонтом. 

Кадр из сериала «Рим»
Коллаж: кадр из сериала «Рим» © HBO 2007

Постоянное спасение Отечества

Знание о римлянах будет неполным, если не понять, в какие времена этим людям пришлось жить. А времена были максимально плохие, хуже до самого распада Римской Империи просто не будет.

Допустим, вы — римлянин Авл Нольэмоций, 116 году до н. э. года рождения. Когда вам было десять, вашего отца вместе со всей римской армией зарезали при Араузионе вторгнувшиеся кимвры. Беда, но вы не пропали. 

И вот к концу Кимврской Войны в 101 году вам пятнадцать лет. Консул Гай Марий при участии талантливого легата Луция Корнелия Суллы разбил проклятых германцев! Вы к этому времени стали мужчиной, гражданином и полагаете, что теперь-то жизнь наладится. 

К сожалению, в 91 году до н. э. начинается Союзническая Война. Ваши соседи-самниты, с которыми вы вместе оплакивали погибших в бою с германскими варварами отцов, решают воевать лично с вами. Ваши давние друзья теперь враги всего римского, и на их знаменах — Бык, что топчет римскую Волчицу.

Но к 88 году всё нормализовалось, всё тот же великий Марий и храбрый Сулла побеждают. Италия наконец-то объединена под знаменем великого Рима, италикам даже предоставили права. Не всем и не все, но, как говорят в Риме, «Горе побеждённым!». Вас-то всё устраивает.

В 83 году до н. э., через пять лет, великий Марий и храбрый Сулла воюют по всей Италии, беспорядочно казня сторонников друг друга. Причина войны — не политика и не философия, а только вопрос, кто будет командовать в войне с Митридатом Понтийским. 

И всё. Марий призывает в свою армию только что разбитых им италиков. А Сулла зато обещает землю каждому своему солдату. В каждой битве гибнут десятки тысяч.

Гай Марий великолепно воевал, занял Рим и совершенно не знал, что с ним делать; там и умер от пьянства и простуды. Сулла сдержал обещание насчёт земли, отняв её у италиков ради своих ветеранов. Обещание ничего не забыть он тоже исполнил. Почти три тысячи римских патрициев были зарезаны прямо на улицах, и Сулла оплатил каждую доставленную голову серебром — и свободой, если труп хозяина принёс раб.

Юлий Цезарь из сериала «Рим»
Коллаж: кадр из сериала «Рим», Юлий Цезарь © HBO 2007

Вам уже тридцать три, вы почтенный человек. Вы выжили — прежде всего потому, что присоединились к Сулле. Впрочем, один ваш знакомый марианец тоже выжил — некто Гай Юлий Цезарь, совсем молодой бывший верховный жрец Юпитера. Он не имеет никакого значения, так что пусть живёт.

Ещё пять лет прошло, на дворе 78 год. Луций Корнелий Сулла отказывается от диктаторской власти и вскоре умирает. И вот теперь, когда Сенат восстановлен в своей власти, ситуация в Риме такая, какую вам завещали предки. 

В том же году восстаёт верный сулланец и друг Гнея Помпея Великого Лепид. Почему-то под марианскими лозунгами и с армией целиком из марианцев. Ничего страшного, он быстро разбит — но его армия уходит в Испанию, к так и не выбитому оттуда марианскому претору Квинту Серторию. И теперь Испания полностью независима от Рима, у Сертория там свой Сенат, и блестящий Помпей никак не может с ним наконец разделаться.

Но вот на дворе 73 год до н. э. Вам уже хорошо за сорок, вы расслабляетесь на своей вилле в Кампанье, недалеко от города Капуя. Эту землю вам выдал Сулла, и вас, почтенного ветерана, уже не так волнуют далёкие войны в Испании, Малой Азии и Фракии. С вас, честно говоря, уже хватит. По одной гражданской войне каждые пять-десять лет — это вообще как?!

В этот-то момент ваши ворота и выломает отряд хорошо организованных рабов. Их командир — гладиатор, за которого вы некогда болели в капуанском цирке. И для вас уже всё закончилось.

Так что вы не увидите ни восстания Луция Сергия Катилины в 62 г. до н. э., ни гражданской войны Цезаря против Помпея в 49 году до н. э., ни войны наследников Цезаря с его убийцами в 44 году до н. э., ни войны тех же наследников уже между собой в 32 году до н. э., с приглашённой звездой Клеопатрой.

С вас и вашего Отечества действительно уже хватит. Римляне сто лет подряд с небольшими перерывами резали римлян, убивали своих родственников и армейских друзей, строили заговоры против мужей своих дочерей. Республика буквально утонула в крови, которую пустила себе сама.

***

Мы часто думаем о Римской Империи. Она действительно дала нам многое, и её наследие мы чувствуем в каждом тексте, что мы пишем. Но мало есть периодов более интересных и более страшных, чем кровавый хаос последнего века Римской Республики — которая должна была умереть, чтобы родилась Империя.

Семён Парсунов
Семён Парсунов
Автор статьи
Комментарии
Комментарии (0)

Пока нет комментариев. Будьте первым!