Кто такие соулмейты и почему мы верим в родственные души
Иллюстрация выполнена с помощью нейросетей

Кто такие соулмейты и почему мы верим в родственные души

Статья
Ангелина КартуноваАнгелина Картунова25.01.2026

Когда-то давно Платон придумал легенду о всесильных людях. Были они одним телом — срослись спинами — и превосходили по силе богов. Тогда Зевс разгневался на этих великих существ и разрубил их пополам — с тех пор ходят по земле осколочки единой души и ищут свою вторую половину. Сам того не ведая, Платон написал первый фанфик про соулмейтов.

Соулмейты — один из самых красивых тропов в фанфикшене (более 70 тыс. работ на Фикбуке и AO3). Синонимичные тропы: «истинные», «родственные души», «духовная связь». Соулмейты — герои, связанные друг с другом глубочайшей внутренней связью, разорвать которую не под силу никому. Объединяясь, родственные души обретают истинное счастье, расставаясь — невыносимо страдают. Задачей каждого становится найти того самого человека среди сотен и тысяч других.

Соулмейты — это не всегда романтические партнёры, но и друзья, надёжные спутники жизни.

В какой-то момент я увидела “родственные души” в истории про друзей — и стало совсем хорошо. Как будто мне разрешили признать, что “твой человек” — не обязательно про любовный интерес и отношения. А зумеры всё охотнее читают именно про дружбу, так что думаю, этот образ создаёт неплохую базу для понимания себя и своих отношений с другими людьми
Анна Уланская, ведущая литературного подкаста «По полкам»

Иллюстрация выполнена с помощью нейросетей

Почему мы верим в родственные души?

С самого детства мы читаем сказки про «долго и счастливо», смотрим фильмы о любви с первого взгляда, слышим истории о дальних родственниках, которые прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. Эти мысли оседают у нас на подкорке, дают веру в счастливое будущее и одновременно озадачивают: как же найти того самого человека?

Такие истории убеждают нас, что «твоё придёт к тебе» и прикладывать особые усилия не стоит. Но иллюзии разбиваются о жестокую реальность, где каждый одинок и каждый надеется встретить в безликой толпе своего.

Мы живём в атомизированном, поляризованном обществе, где концепт «одиночества в толпе» превратился из романтической идеи в грустную норму. Но внутри большинства из нас продолжает жить надежда — даже если мы её тщательно от себя прячем — найти кого-то, с кем мы будем на одной волне. Истории — книжные, сериальные и прочие — о том, как встретились два одиночества, подружились или полюбили друг друга, позволяют поддерживать в этой надежде огонёк. Отсюда и любовь что к «родственным душам», что к «обретённой семье»
Екатерина Звонцова, писательница, редакторка

Люди живут в информационных пузырях, в собственной зоне комфорта, мечтают о близости, но не готовы разрывать свою удобную оболочку. Тогда на помощь приходят иллюзии.

Людям стало всё сложнее заводить крепкие связи, открываться новым людям, да и живого общения стало на порядок меньше (социальные батарейки разряжаются в чатах, да и темп жизни стал мегабыстрым). А поэтому нечто понятное и простое, как родственная душа, с которой не нужно тратить время, чтобы узнать друг друга, с которой не нужно прикладывать усилия, чтобы сохранить отношения, кажется такой заманчивой морковкой
Женя Читает, книжный блогер

Мы верим в родственные души, потому что хотим быть понятыми, хотим быть «своими», но осознаём, что стать таковыми для других совсем непросто. Мы хотим, чтобы кто-то принял нас со всеми нашими недостатками и защитил от всех невзгод.

Троп «родственные души» — в первую очередь про надежду. Надежду, что где-то есть твой человек. И он обязательно найдётся. И не просто найдётся, но также будет смотреть с тобой в одном направлении. Даже если не ладится дома, окружающие не понимают тебя, однажды ты встретишь того, кто поймёт, поддержит и не осудит. И ему не нужно будет объяснять, что каждое слово имеет свой цвет, а помидор главнее огурца — он знает это и так
Виктория Войцек, писательница, редактор, автор бестселлера «Поймать океан»

В вере в родственные души проявляется мистическое мышление — упование на чудо, внеземные силы, способные подарить внезапное счастье и избавление от тревог. Авторы чувствуют эту глубинную человеческую потребность и создают в своих работах возможность прожить радость встречи и ощущение близости.

К тому же, если вспомнить концепцию бессмертия души, то предназначенный судьбою человек будет ждать тебя, находить раз за разом — в каждом перерождении, в каждом мире. И даже если где-то отношения закончились трагически, двое непременно встретятся вновь и отправятся на поиски своего “жили долго и счастливо”. Не стоит забывать и о вариативности. О возможности автора добавить лёгкую щепотку стекла: а что, если герой или героиня влюбятся не в того, кто им предназначен? Что встанет во главе угла — связь душ или свобода выбора?
Виктория Войцек, писательница, редактор, автор бестселлера «Поймать океан»

Мыслями о «тех самых своих» человек часто спасается от переживания боли расставания или неудач в общении. Ведь расходиться с людьми гораздо проще, убедив себя, что они просто «не твои».

Мне кажется, людям хочется верить, что где-то на свете существует человек, который безусловно сможет принять и полюбить их. Чуть легче жить, если люди, с которыми у тебя не складывается, просто не “те самые” — значит, встреча с нужным человеком ещё впереди
Надя Калинка, книжная блогерка

Психика человека стремится защитить его от неожиданных угроз, сделать мир предсказуемым. Хочется, чтобы в мире был тот, кто абсолютно понятен тебе — иногда даже больше, чем ты сам.

Идея существования «того самого» человека дарит нашей психике облегчение и спокойствие. Она возвращает нас в ранний опыт, где мы находились в слиянии с мамой (до 2–3 лет) — состояние, где нет границ, где мы единое целое. Мама кормит, греет, утешает и предугадывает любую мою потребность без слов. Можно сказать, что это ментальная связь, такой «рай на земле. Конечно, рай заканчивается и приходит понимание, что есть я и другой. А значит, теперь нужно прикладывать усилия, чтобы меня услышали, поняли и дали то, что я хочу. Но где-то в нашей психике есть воспоминание о тех идиллических отношениях. Поэтому нам так хочется верить, что есть особенный человек, с которым получится вновь повторить эту связь. Читая истории про родственные души влюблённых, мы как будто снова окунаемся в безмятежное слияние
Софья Бессонова, психолог, гештальт-терапевт сервиса «Ясно»

Иллюстрация выполнена с помощью нейросетей

А что говорит о соулмейтах наука?

Биологически люди могут подходить друг другу и вызывать внутри настоящий гормональный бум. Однако эйфорию от первой встречи и сильное эротическое влечение сложно назвать связью соулмейтов. Связь «истинных» более глубокая, стабильная — она похожа на отношения, прошедшие проверку на прочность.

Влюблённость — это своего рода ловушка природы. Мы влюбляемся и ничего не можем с этим поделать. Для того чтобы оценить, влюбились ли мы в человека, мозгу нужно не более 90 секунд. Мы оцениваем, в первую очередь, язык тела партнёра — если его движения считываются нами как понятные, открытые и безопасные, мы начинаем испытывать симпатию. Также оцениваем голос — его звучание, тембр. А уже после — реакции партнёра и его вербальные паттерны. Когда все эти факторы нас удовлетворяют, начинают бушевать гормоны, формируя сначала вожделение (именно на этом уровне у животных происходит спаривание), затем влечение (та самая эйфория и чувство окрылённости, когда мы думаем только о партнёре) и привязанность (глубокую эмоциональную связь между партнёрами). Однако отрицать тот факт, что существуют более или менее биологически подходящие друг другу люди, нельзя. Но это не является ключевым фактором. Биология важна, но социальные и культурные факторы никто не списывает со счетов
Елизавета Петрова, молекулярный биолог

Иллюстрация выполнена с помощью нейросетей

Как соулмейты узнают друг друга?

В фанфикшен-историях существует несколько устоявшихся способов, по которым родственные души могут узнать друг друга. Перечислим самые популярные тропы:

Татуировки — самый популярный троп из этой категории (более 2 тыс. работ на Фикбуке и AO3).

Время — на руках соулмейтов тикают таймеры до встречи.

Тактильный контакт — тепло, разряд тока, надписи на коже.

Ментальная связь — телепатия, общее переживание боли и эмоций.

Обмен телами — кратковременная смена тел при встрече.

Похожая внешность — общие черты или приметы.

Опознавательные фразы — заветные слова как маркер истинности.

Сны — встречи во сне до реальной встречи.

Изменение восприятия — от чёрно-белого мира к цветному.

Предметы — тотемы, указывающие путь.

Запахи — особенно характерны для омегаверса.

Метки — знаки истинности, исчезающие при расставании.

Ханахаки — боль разлуки, воплощённая в цветах.

Красная нить — неразрывная связь душ.

Верить в соулмейтов — это опасно?

Соулмейты — красивая иллюзия, надежда на случайное счастье. Однако в реальности подобные встречи редки, и человек, живущий в мире фантазий, рискует остаться один.

Родственная душа — это данность. Пусть приятная, но данность: не нужно узнавать человека, размышлять о чувствах, принимать отличия и нести ответственность за выбор — всё уже решено.

И всё же троп соулмейтов остаётся одним из самых чувственных и красивых в фанфикшене — общечеловеческим культурным концептом и глубинной верой в счастье. Эти истории утешают и создают иллюзию грядущих перемен. Но жизнь не сказка, и чтобы встретить своего человека, иногда нужно сделать шаг навстречу — и ему, и самому себе.

Ангелина Картунова
Ангелина Картунова
Автор статьи
Комментарии
Комментарии (0)

Пока нет комментариев. Будьте первым!