А я вовсе не колдунья, я любила и люблю: как фандом «Битвы сильнейших» шипперит реальных людей
Статья
Ольга Власенко16.12.2025
К «Битве экстрасенсов» и десятку её спин-оффов можно относиться по-разному. Кто-то искренне верит в медиумов, кто-то относится скептически и мечтает разоблачить экстрасенсов, а кто-то включает это мистическое реалити-шоу ради любимых пейрингов.
У «Битвы экстрасенсов» даже есть фандом — со своими любимыми парами, драмами, сюжетными поворотами и закулисьем. Фандом «Битвы» не страшат ни ярлык guilty pleasure show, ни порицание за шиппинг реальных людей, которое регулярно мелькает в твиттерских холиварах. Да и чего тут бояться, если сами создатели и экстрасенсы — со зрителями на одной волне? Устраивайтесь поудобнее и расчехляйте ваши тикток-эдиты! Впереди — финал сезона.
Чем отличается «Битва сильнейших» от «Битвы экстрасенсов»
«Битва экстрасенсов» в эфире так долго, что успела обрасти спин-оффами. Стартовавшая в 2023 году «Битва сильнейших» совместила в себе всё, что любили зрители: эзотерики-фавориты, победители и финалисты битв разных сезонов, собрались в Готическом зале на Новой Басманной, чтобы сразиться теперь уже не за синюю руку, а за золотую.
Накал вырос: этих ведьм, колдовок и медиумов зритель знает, за них он болел и переживал. Теперь в сезоне не ноунеймы и новички, а вполне себе медийные персоны со своей аудиторией — «родственничками», как называет своих поклонников чернокнижник Влад Череватый. Становится не так важно, насколько хорошо экстрасенс проходит испытания, — куда существеннее размеры его фанбазы.
Активная аудитория, которая реагирует на каждый шаг своих любимых медиумов, меняет правила игры «Битвы сильнейших» не только как шоу, но и как выстроенного сценаристами нарратива. Не будем лукавить: «Битва» далека от реалити про ловлю мифических лярв и сущностей. Она гораздо ближе к мистическому сериалу с драмой в духе «Дома 2», по которому легко сочинить фанфик.
Итак, у нас есть вселенная-кроссовер, где встречаются чернокнижник Влад Череватый, шаманка Марьяна Романова, сельская колдовка Ангелина Изосимова, колдун Максим Левин, родовая ведьма Виктория Райдос и братья-медиумы Олег и Александр Шепсы.
В произвольном порядке, по трое, они отправляются на испытания, которые со временем превратились в клише: проклятые дома и деревни; самоубийцы, про которых каждый родственник говорит, мол, «он был таким жизнерадостным»; «чёрные вдовы», похоронившие мужей-бандитов, которые потом удивляются, не проклятие ли это.
Ольга Власенко
Автор статьи
Комментарии
Комментарии (0)
Пока нет комментариев. Будьте первым!
Вначале и в конце эпизода есть обязательные сюжеты из Готического зала, — или, как это называют фанаты, «срач в готзале по полчаса». Там экстрасенсы встречаются перед испытанием и после него, чтобы оценить работу друг друга, поругаться и обозвать соперников «лабубу, висящими на рукавах коллег».
Всё так выстроено по линеечке и предсказуемо, что участники воспринимаются как вымышленные персонажи-архетипы, играющие в сверхъестественное и отвешивающие друг другу драматичные для сюжета пощёчины. С такой актёрской игрой легко забыть, что в «Битве» вообще-то участвуют реальные люди, шипперить которых как-то неприлично и вообще зазорно — по мнению регулярных твиттерских холиваров. Но так ли это?
RPF (Real Person/People Fiction) — явление не новое. Легенды про исторических личностей сочиняли чуть ли не с IV века до нашей эры: героем сплетен становился ещё Александр Македонский. В близком к современному пониманию RPF существует в фандомной культуре примерно с 1960-х годов — со времён фандома «Стар Трека». Самые известные и неоднозначные случаи RPF — пейринги, связанные с популярным бойз-бендом One Direction.
Фандом 1D шипперил всех участников группы, а иногда и грешил селфинсерт-фанфиками про себя и, например, Гарри Стайлза. Некоторые такие фанфики даже были быть опубликованы как ориджиналы, а затем экранизированы — среди них трилогия «После» Анны Тодд.
Маркетинг неоднократно позиционировал трилогию как «бывший фанфик по One Direction», так что участники группы не только в курсе подобных работ, но и высказывали своё мнение насчет них. Например, Луи Томлинсон отзывался резко отрицательно про вселенную Анны Тодд: «Все это очень странно. Мне бы хотелось, чтобы этого не было, но что есть, то есть. Смотреть я не буду». Позже он прокомментировал и эпизод «Эйфории», в котором была довольно графическая анимация по пейрингу Ларри: «Категорически заявляю, что мне про эту сцену никто не сообщил, и я ее не одобряю».
Первое и главное правило этичного шиппинга реальных людей: не скидывать в личку реальным людям шипперские фанфики и фанарты про них самих. Особенно высокорейтинговые. Еще было бы славно ставить дисклеймер, что все творчество является выдумкой. В остальном — enjoy. Так, правда, считают не все. Некоторые пользователи приводят такие аргументы против шиппинга реальных людей:
Это харассмент реальных людей — актёров, блогеров, музыкантов. Шиппинг нарушает их личные границы и вмешивается в личную жизнь.
Это может навредить карьере, репутации и личным отношениям: фанфики могут увидеть потенциальные работодатели, коллеги, близкие родственники, и это может испортить их мнение о человеке;
Это лишает человека агентности, передавая её аудитории, которая может контролировать нарратив, который ей не принадлежит.
Но что, если сами создатели потакают аудитории, влюблённой в пару экстрасенсов? В классических сезонах «Битвы» почти всегда находилась пара, нашедшая любовь на проекте. Самая известная — медиум Александр Шепс и эстонская ведьма Мэрилин Керро. Не станем голословно утверждать, была ли это любовь, пиар-ход или совмещение приятного с полезным, но именно романтика во много держит «Битву» на плаву, а эзотерику — на слуху.
RPF (Real Person Fiction), каким бы противоречивым ни был, помогает медийной персоне оставаться в поле зрения аудитории, привлекать к себе внимание и показывать новые грани характера. Осознанно или нет, но выдумками об отношениях реальных людях умело жонглируют и сценаристы, и сами участники «Битвы». Несмотря на неоднозначность жанра, главное помнить: Real Person Fiction — это, в первую очередь, fiction (выдумка), а потом уже real person (реальные люди).
В втором сезоне «Битвы сильнейших» главный ОТП (OTP – One True Pairing) однозначен. Это настоящий дарк-роман в жанре русреала с элементами магического реализма. В главных ролях – деревенская колдовка Ангелина Изосимова и деревенский колдун Максим Левин.
Их связывают давние отношения — такие, что неясно, дружба это, деловое партнёрство, былая любовь или неразрешенный конфликт. Их отношения искрят и взрываются с финала 24-ой «Битвы экстрасенсов». Тогда Ангелина, даже не участвовавшая в сезоне, пришла на финал «Битвы», обвинила Левина в неблагодарности и залепила ему пощечину.
«За что ж ты меня с рукавов-то стряхнул? За что просто так вот скинул?», — бросила она ему в лицо. Они спорили, кто кого чему научил и кто у кого какие магические инструменты украл. Потом Левин заявил: «Ты единственный человек из моего окружения, не написавший мне ни единой строчки». Речь шла о периоде, когда колдун сидел в тюрьме – да, и такое было.
Напряжение хоть ножом режь — в лучших традициях фанфиков. Затем — пощечина. Александр Саков, также финалист 24-ой «Битвы» предположил: «Я увидел обиженную женщину. Может, у нее чувства были какие-то?». Фанаты долго спекулировали, что же произошло между эзотериками? А будет ли что-то дальше?
Изосимова и Левин оказались в втором сезоне «Битвы сильнейших», где их фамилии быстро сплелились в пейринг — Левизосимовы. И они определенно пара сезона! На двоих у них — мистические совместные ритуалы, насыщенную предысторию, динамику «от врагов к любовникам (и обратно)».
Они переглядываются в готзале, а монтажёры услужливо показывают зрителям каждый такой момент. По дороге на испытания перекидываются только им понятными шутками. Дарят друг другу странные, но мистические подарки — одна только шишка на день рождения Ангелины чего стоит! Он зовёт её Геля и Ангел, она его – Максим Николаевич.
Они ревнуют, хотя пытаются это скрыть. Они ругаются, но называют друг друга ласково. Отрицают чувства, но ревнуют друг друга к каждому мимо проходящему персонажу. Кокетничают и вбрасывают намёки. Не выдерживают и другие экстрасенсы: Влад Череватый, которого фандом шутливо называет «ребёнком» Левизосимовых, открыто шипперит деревенских колдунов. Марьяна Романова в прямом эфире с Ангелиной прямо спрашивает: «Ты спала с Левиным?». Ангелина предсказуемо отнекивается от ответа на вопрос, но отрицать всё не спешит. Максим действует по той же схеме.
В общем, Левизосимовы используют шипперство как только могут — осознанно или нет. Что не сделаешь ради просмотров, рейтинга и зрительского голосования! Помогают им в этом ведущий Марат Башаров, целый ковен коллег-экстрасенсов и, конечно, армия фанатов, готовая строчить фанфики, клепать эдиты и делать обзоры в тиктоке, стараясь ухватиться за крошечные взаимодействия и намеки.
Шоу живёт, пока есть фандом. Пока пишут фанфики, монтируют видео, сочиняют мемы и, конечно, шипперят персонажей. К RPF, как и к «Битве сильнейших» можно относиться по-разному, но отрицать, что RPF помогает фандому жить и подогревает интерес к шоу, сложно.
Тем более что эзотерики из «Битвы» действительно больше воспринимаются как архетипы — медиум, колдовка, мистик звука. Целая колода карт таро, тасовать которые можно бесконечно, а затем выкладывать на заранее сотканное сценаристами полотно сюжета. Все это — в обрамлении бахромы из ругани вперемешку с кокетством в Готическом зале. Так и получается шоу, которое тяжело воспринимать как реалити, в котором участвуют реальные люди. Авторы заигрывают с фан-сообществом и сценарием, подкидывают дровишки в огонь пейрингов. В итоге шоу одной ногой ступает в слегка неэтичную область, в которой трудно не задаться вопросом: можем ли мы шипперить реальных людей, если они воспринимаются как выдуманные сценаристами персонажи? И, если можем — как делать это максимально этично?
В итоге не так важно, сколько в «Битве сильнейших» мистики, а сколько — сценария. Важнее, чтобы все были довольны — и участники, и зрители. А Максим и Ангелина всё же нашли счастье: каждый – своё, но лучше всё-таки вместе.